Несколько слов о Вас и Вашей собаке
НЕСКОЛЬКО СЛОВ
О ВАС И
ВАШЕЙ СОБАКЕ
Несколько слов о Вас и вашей собаке — DOCX — документ WORD
Правильный выбор.
Член семьи.
Многие из тех, кто подумывает завести собаку, видят себя в мечтах гордым обладателем чудо-собаки, вроде сенбернара, который может учуять погребенного под лавиной человека, или умницы-колли, похожей на кинозвезду Лэсси, или верного телохранителя — немецкой овчарки. Прежде всего, задумайтесь на минутку — зачем вам вообще понадобилась собака? Большинство из нас ответит просто: мне нужен друг, который понимал бы меня. Отбросив породу, экстерьер, рост и пол, именно к этому простому ответу и сводится весь смысл приобретения собаки. Если вы задумали купить собаку определенной породы только потому, что она «здорово смотрится» или уж очень захотелось «переплюнуть» своих соседей, то я бы посоветовал вам выращивать редкие сорта роз или выкопать новый плавательный бассейн у себя в саду: так легче удовлетворить свое честолюбие и избежать тревог и разочарований.
Это замечание написано для того, чтобы помочь вам разобраться в своих намерениях как будущему владельцу собаки. Основная же цель этой главы -помочь вам осуществить свою мечту: создать с помощью воспитания собаку-друга. Совершенно необходимо — хотя бы ради ваших друзей и домочадцев, -чтобы вы умели управлять собственной собакой. И вашему четвероногому спутнику и любимцу тоже совершенно необходимо усвоить, что он не может шествовать по жизни, вытворяя все, что ему заблагорассудится: такие собаки не вписываются в жизнь общества. При этом они и не получают от жизни той радости, которую заслуживает каждая собака.
Дрессировать в той или иной степени можно любую собаку, но если вы хотите выигрывать состязания по дрессировке или охотиться с собакой, постарайтесь выбрать породу, обладающую соответствующими физическими данными или способностями.
Дворняжки и метисы — не лучший материал для подобной работы. Умелый дрессировщик может добиться всего, что ему угодно, от собаки сомнительного происхождения, но такие мастера встречаются не часто. Тем не менее, мы будем рассматривать общую дрессировку для живущей в семье средней собаки — независимо от ее происхождения.
И вот щенок поселился в вашем доме. Очень важно, чтобы все члены вашей семьи гладили щенка, а подчас ласкали и возились с ним. Это поможет ему чувствовать себя уверенно в новом доме и сознавать себя членом «стаи».
Можете попробовать надеть на него ошейник, чтобы щенок привык к нему. Большинство щенят не возражают, если вы надеваете ошейник в раннем возрасте и ненадолго. В этот период вы можете прибегнуть к помощи такого приема: зовите щенка высоким голосом, когда входите в комнату, наклоняясь и похлопывая себя по коленям: можете тем же тоном приговаривать: «Ко мне’». Эти жесты и зов обычно приводят щенка в восторг.
Думайте по-собачьи.
Вся дрессировка собаки должна опираться на принцип: «Думайте по-собачьи!» Нельзя переоценить первостепенную важность этого совета. Принципиальная разница между собакой и человеком заключается в том, что человек может анализировать и сопоставлять сложные понятия, а собака, хотя и одарена исключительной энергией, обонянием, зрением и слухом, по своей природе может усваивать только простые вещи. Беда большинства дрессировщиков заключается в том, что они не могут оценить свои собственные умственные способности с точки зрения собаки. Им очень трудно понять, что дрессировка — дело несложное, как только вы научились «думать по-собачьи» и предугадывать реакцию собаки на вполне конкретные обстоятельства, а не ждать, чтобы животное вело себя по выдуманным вами правилам.
Прежде всего, владельцы должны понять, что предки собаки жили стаями и их одомашненные потомки несут в себе инстинкты и особенности поведения, закрепленные многовековым существованием собаки как члена стаи. Простые инстинкты собаки заставляют ее искать пищу или партнера, спать или охотиться по графику, который продиктован Солнцем и Луной, погодой или изобилием пищи. Дикий щенок, родившийся в стае, поначалу находится под защитой своей матери, но очень скоро узнает, что его отец, дядья и тетки -просто звери, не знающие снисхождения. Взрослые кобели и суки выражают свое недовольство быстрым укусом, и малыш учится повиновению, переворачиваясь вверх брюшком, пока доминирующее животное не оставит его в покое.
Подрастая, он узнает, кто в стае стоит выше его, кто на одной с ним ступеньке, а кто — пониже. Если это кобелек, он, возможно, примерно в годовалом возрасте полезет выяснять отношения с вожаком стаи, и тот, конечно, задаст ему взбучку, чтобы знал свое место. Но борьба за первенство будет возобновляться вновь и вновь. Если молодой пес выиграет, он займет место вожака, и его агрессивным инстинктам будет предоставлена полная свобода -вожак должен защищать стаю. Суки проходят те же стадии и проявляют те же тенденции, только менее упорно.
Эти биологические сведения имеют непосредственное отношение к дрессировке вашей собственной собаки. Помните, что в глубине души ваша собака — член стаи: она быстро обучается при помощи примера и повторения и на какой-то стадии почти неизбежно попытается стать вожаком (хотя будет вполне довольна своим местом в стае, когда оно, наконец, точно установится). В данном случае ваша семья — это стая, а вы или другие члены семьи должны играть роль вожаков (лидеров), так как их может быть и несколько. Снова «думая по-собачьи», вы должны дать своему питомцу почувствовать, что он занимает место ниже вас и. возможно, других членов семьи — если им удастся завоевать это преимущество в глазах собаки. Так что все основы первоначального воспитания заключаются в том, чтобы твердо установить главные «законы стаи». Если вы усвоите этот принцип, дальнейшая дрессировка окажется значительно проще, чем можно было ожидать.
Я все время помнил о законах стаи, и это помогло мне добиваться высоких успехов от собак всевозможных пород в самой трудной дрессировке, принимая по внимание индивидуальные особенности темперамента каждой собаки. К этой теме я вернусь в дальнейшем и остановлюсь подробнее на том, как можно на одной и той же ступени обучения разным собакам подавать разные команды совершенно разным тоном и достигнуть при этом одинаково высоких результатов. Установки довольно простые и элементарные, но дрессировщик никогда не должен забывать, что если они правильно поняты, то их имеет право нарушить или, по крайней мере, отступить от них как он сам, так и его собака. Хороший дрессировщик, у которого установилось полное взаимопонимание с собакой, всегда сохраняет возможность учиться у собственной собаки. В дрессировке собак нет места штампам!
Возможно, вас сейчас смущают не очень приятные воспоминания о том. как кто-то из заядлых «собачников» резко отрицал дрессировку, уверяя, что она делает из щенка скучную, покорную, безынициативную собаку. Наберитесь мужества: эти «филиппики» рождены невежеством. Дрессировка не может причинить вреда. Я знаю нескольких поразительно смышленых и крупных розыскных собак, которые совершенно мирно играют с детишками дома в свободное от работы время. Замечательное учреждение — Британское общество собак-поводырей слепых — проводит собак через полный курс дрессировки, и это незабываемое впечатление — видеть, как собака использует свое зрение и свой ум для того, чтобы осторожно провести слепого друга по улицам, обходя препятствия. Дрессировка только направляет энергию животного в полезное русло.
Что «надо» и что «не надо».
Если вы встретите сложности, постарайтесь разрешить их с точки зрения собаки, никогда не забывая о законе стаи. Например, если вы услышали звонок в дверь, заставьте собаку идти рядом с вами и сидеть, пока вы открываете дверь. Если все в порядке, собака может радостно встретить вашего гостя. Если вы испугались, собака это почувствует и будет готова защитить вас.
Не надо разрешать собаке бросаться с разбегу на дверь, когда зазвонил звонок. Маленький щенок, возможно, выглядит забавно, но взрослая собака может и покусать. Вы-то поймете се поведение, зная мои объяснения, но ваших друзей это вряд ли утешит.
Не надо позволять вашему любимцу метаться по машине. Команды «Лежать!» и «Место!» должны заставить его лежать, где вы прикажете.
Не надо допускать, чтобы ваш питомец прыгал на людей. Грязные коготки рвут чулки и пачкают одежду. Научите щенка принимать ласку «на своем уровне». Если он начинает прыгать, вы должны встретить его движение, точно попав коленом в грудь, как только он прыгнет на вас, и лучше всего — молча. Повторить этот жест придется всего два-три раза, и собака все поймет.
Не надо позволять собаке царапаться в дверь, чтобы ее открыть. Если она продолжает это делать, оставьте дверь незапертой и пристройте сверху банку с сушеным горохом. Как только собака толкнет дверь, горох посыплется, барабаня по полу. Пережитый страх обычно раз и навсегда решает эту проблему. Само собой разумеется, что падающий горох не может повредить собаке.
Надо со щенячьего возраста брать собаку с собой повсюду, куда бы вы ни шли. Она может заскучать и от скуки навести свой «порядок» в доме, где ее надолго оставили в одиночестве.
Не надо позволять собаке удирать после наказания — с ее точки зрения стычка в этом случае кончилась ее победой или, на худой конец, вничью. Заставьте ее подождать, пока вы сами ее не отпустите.
Надо заниматься понемногу каждый день. Необходимо, чтобы вы с удовольствием занимались с собакой, как бы играя. Пусть это приносит радость и вам, и вашей собаке.
Несколько слов об обучении, дрессировке и воспитании.
К сожалению, многие владельцы собак не задумываются о сущности процесса обучения и по незнанию путают его с воспитанием и дрессировкой. Смешение этих понятий приводит к проблемам, создавая дополнительные трудности в работе с животным.
Например, несвоевременное предъявление к собаке завышенных требований на этапе обучения вызовет у животного состояние эмоционального стресса. В результате собака начнет избегать процесса обучения и контактов с дрессировщиком или же станет агрессивной. Запоздалое подчинение собаки и повышение требований к чистоте выполнения давно уже освоенных навыков также могут сопровождаться ее подавленным состоянием или агрессией. Особенно важно разграничить эти понятия при работе со щенком и молодой собакой — ведь у воспитания и дрессировки разные цели.
При обучении собака, чтобы достичь желаемого (например, лакомства), совершает определенную, требуемую дрессировщиком, работу. Однако необходимо понимать, что по приказу учителя она будет выполнять то, чему ее научили, лишь тогда, когда их интересы будут совпадать.
Для того чтобы собака выполняла команды дрессировщика безотказно, необходимо следующий этап — дрессировка — процесс установления желательного типа отношений между дрессировщиком и собакой, а также отработка навыков в соответствии с установленным нормативом.
Всякая отдрессированная собака обязательно, так или иначе, обучена, но далеко не всякая собака отдрессированна. Разница между ними заключается в том, что последняя выполняет команды дрессировщика по своему желанию.
Воспитание — это целенаправленный процесс формирования человеком у щенка вполне определенных норм поведения в семье, на улице, по отношению к окружающим его собакам, другим животным, людям и разнообразным условиям внешней среды, а также установление оптимальных взаимоотношений между членами семьи и взрослеющей собакой. Воспитанная собака может мало знать и уметь, но при этом ведет себя весьма благородно, так как ей известны правила хорошего тона, и тем самым она не создает проблем своему хозяину и окружающим.
На практике обучение, воспитание и дрессировку грамотный инструктор осуществляет практически одновременно, ставя лишь различные задачи перед собой и собакой. Однако он никогда не будет предъявлять к собаке новых требований, пока та не поймет смысла ранее поставленной перед ней задачи. Активно используя различные приемы, дрессировщик незаметно для собаки подчинит ее своей воле, добьется безотказного выполнения освоенных ею навыков и сформирует желательные для него и окружающих нормы поведения. Методы обучения служат дрессировщику своеобразным инструментом, которым он пользуется для решения задач в процессе целенаправленного воспитания и дрессировки.
До недавнего времени в специальной литературе рассматривался лишь один вид обучения — «условно-рефлекторный» и почему-то признавался как единственно возможный, а на самом деле их несколько.
Привыкание — один из наиболее простых видов обучения. Он характеризуется не появлением новой реакции (нового поведения), а утратой ранее имевшихся.
Условно-рефлекторное обучение характеризуется появлением у собаки простых поведенческих реакций, сходных с врожденными, и определенных эмоциональных состояний в ответ на действия специальных и обстановочных сигналов (условных раздражителей), а также факторов времени. Следует отметить, что при условно-рефлекторном обучении собака пассивна и получает знания неосознанно. Важной чертой условного рефлекса является ассоциация собакой условного сигнала (команды), с применяемым воздействием (например, боль, пища, ласка). Помните, что независимо от того, какие способы обучения вы применяете, эффект условно-рефлекторного обучения будет им сопутствовать и формировать те или иные эмоциональные состояния собаки, которые самым непосредственным образом влияют на успех работы в целом.
Инструментальное обучение лишено условного раздражителя, если не рассматривать в качестве такового окружающую обстановку. Кроме того, собака является активным участников процесса обучения и оказывает те или иные воздействия на окружающую среду.
При оперантном обучении собака действует достаточно активно. Она запоминает и отбирает любые полезные для себя действия (операнты), хотя в начале обучения первые действия животного, как правило, случайны.
Ассоциативное обучение основано на способности собаки обучаться, улавливая связи между событиями и свойствами предметов, то есть устанавливать ассоциации. Классическим примером может служить процедура обучения собаки выборке вещей по образу запаха и работа собаки по следу человека, а принципе ассоциативного обучения построены многие приемы переноса навыков, подчас совсем не похожие на исходные. Инсайт (с англ. insight — постижение, озарение) — вид обучения, при котором решение задачи собакой происходит внезапно, на уровне озарения, как плод предварительных «размышлений».
Латентное (скрытое) обучение собаки наблюдается того, когда без видимого положительного или отрицательного подкрепления она приобретает полезные знания об окружающем ее мире.
Аффективное обучение — обучение в состоянии сильного эмоционального потрясения, сопровождающегося обычно чувством страха у собаки и невозможностью контролировать собственное поведение. Животное обучается мгновенно, запоминая, как бы «запечатлевая» ситуацию в целом (или же вычленяя значимый элемент ситуации) и то поведение, с помощью которого ей удалось ее избежать. Последствия аффективного обучения проявляются, лишь, когда собака вновь сталкивается с отдельными элементами (или ситуацией в целом), породившими сам аффект. Важно понимать, что проявление этого поведения (например, агрессии или паники) происходит без участия сознания собаки. Вот почему исправлять последствия аффективного обучения очень сложно.
Подражание — это обучение (обычно неосознаваемое), характерное, прежде всего для молодых особей, когда, наблюдая за поведением других, собака перенимает и навыки и привычки.
Наиболее часто этот вид обучения используется дрессировщиками при подготовке собак для караульной и пастушьей служб.
Описанные виды обучения отражают лишь внешнюю сторону процесса усвоение знаний. Как показывают эксперименты, внешне одинаковое поведение может быть сформировано на разных уровнях восприятия и обработки информации.
Обучение собаки при соблюдении определенных правил способствует ее лучшему развитию и адаптации к среде обитания. В зависимости от вида обучения происходят более или менее длительные и устойчивые изменения в индивидуальном поведении собаки.
Некоторые основные сведения.
Все сказанное выше — моя попытка настроить ваше мышление на понимание привычек и особенностей поведения собаки. Продолжая разговор на эту тему, предположим, что вы твердо решили купить кобелька или сучку и хотите угнать, какие проблемы вас ожидают и как их решать. Как правило, вы получите щенка в возрасте около восьми недель. Собачка должна выглядеть активной и здоровой и казаться толстым клубком, полным жизни и лукавства. Если у вас возникнут малейшие сомнения относительно ее здоровья, обратитесь к ближайшему ветеринарному врачу, который может рассеять ваши сомнения и успокоить вас. А это очень важно, потому что даже в столь нежном возрасте щенок хорошо чувствует нервозность хозяина, и неуверенность таких хозяев, насколько мне известно, по опыту, — самое верное средство сделать собаку непокорной и неуравновешенной. И это бедствие может случиться в самом раннем возрасте щенка.
Двухмесячный щенок большую часть времени спит, а остальную — играет. Примерно четыре раза в день он ест и в два раза чаще освобождается от экскрементов. Принимая во внимание этот режим дня. вы должны приготовить удобную корзиночку, ящичек или самодельный загончик. Поместить его нужно в такое место, где ваш щенок будет чувствовать себя в безопасности и спокойно отдыхать. Кроме того, устройте площадку для игр. Еду давайте через примерно равные интервалы. И, наконец, через небольшие промежутки времени регулярно показывайте щенку то место, где он может при желании оправиться.
Подгонка ошейника и поводка.
Постарайтесь купить кожаный ошейник подходящего размера. Если вы застегнете его на шее щенка непосредственно перед едой, малыш может смириться с этим без протеста. Не важно, будет он в ошейнике весь день или время от времени — главное, чтобы он привык к ошейнику.
Когда щенку будет около пяти месяцев, необходимо купить ошейник в виде цепочки и пристегнуть поводок к одному кольцу. Такой ошейник часто называют «удавкой», но правильнее было бы называть его «рывковым ошейником». «Удавка» ассоциируется с удушением, а «рывковый ошейник» говорит о возможности путем короткого резкого рывка напомнить собаке, что она не всегда может вести себя бесконтрольно. Я не рекомендую пользоваться для обучения нейлоновыми или кожаными скользящими петлями и считаю их допустимыми только для собак, прошедших дрессировку.
Интонация голоса.
Проанализировав только что сказанное, мы найдем несколько важных основных принципов, которые пригодятся нам с вами па следующих ступенях дрессировки. Один из них — роль голоса в выработке послушания. Для достижения различных результатов мы пользуемся разными командами, например «Ко мне!». «Сидеть!». «Лежать!», «фу!», «Место!». «Стоять!», «Вперед!» и «Рядом!». Но не менее, а может быть, и более важны интонации голоса, которые меняются в зависимости от команды, В этом отношении совершенно необходимо соблюдать последовательность. Мне случалось видеть довольно опытных собаководов, которые не могли добиться исполнения команды собакой только потому, что все команды подавали одинаковым тоном.
Одна из первых двух команд, которым вы учите щенка, «Ко мне!» должна даваться более медленно, более протяжно, чем короткое отрывистое «сидеть». Команду «Лежать!» лучше подавать низким и твердым голосом (об этом поговорим несколько позже). Похожа на нее резкая отрывистая команда «Фу!», которая на собачьем языке означает «Немедленно прекрати то, что ты делаешь или собираешься делать, а то влетит!». Эта команда выражает недовольство. «Место!» — почти такой же решительный приказ. Команде «Рядом!» щенка обучают, когда он уже привык ходить на поводке. Собака должна всегда находиться слева от хозяина (дрессировщика) и не высовывать нос далеко вперед. Для успешного обучения понадобится много терпения и времени, и по мере продвижения вы сможете обучить собаку ходить рядом без поводка и выполнять некоторые маневры, к которым мы перейдем позже.
Будьте терпеливы и спокойны.
На этой ступени обучения нужно учитывать некоторые особенности щенка. С двухмесячного возраста до года собака находится в стадии наибольшей восприимчивости. Но в восьми — десятинедельном возрасте маленький щенок очень легко устает, и ему могут надоесть занятия. Я советую — даже если у вас оказался гениальный щенок — не повторять первые немногочисленные команды более трех-четырех раз кряду, дайте ему отдохнуть. На этой ступени вполне достаточно занятий по пять минут в день- время можно увеличить в возрасте четырех-пяти месяцев по мере того, как щенок развивается физически и умственно.
Самая непоправимая ошибка — если вы заставите щенка бояться занятий. Каждое занятие на этой ранней ступени дрессировки должно быть праздником и для вас, и для щенка. Очень важно хвалить его за каждое правильно исполненное действие: щенок готов разбиться в лепешку, чтобы угодить вам, и за похвалу каждый раз будет с новым энтузиазмом выполнять команду.
Чрезвычайно важно воздерживаться от каких бы то ни было наказаний. Ваш щенок не сможет правильно понять наказание — если вообще поймет, за что его наказали — и, вполне возможно, что он после этого забьется в свой уголок и будет с ужасом ждать очередного урока. Это серьезный шаг назад, и его нужно предотвратить любой ценой.
Еще одно очень важное соображение, которое вы не должны упускать из виду: ваше поведение, тон и жесты могут выдать те стрессы и неприятности, которые на вас свалились. Ваш питомец почувствует это и будет вести себя соответственно. Если вам нужно дружеское участие и сочувствие, щенок легко пойдет вам навстречу, но если вы раздражены, у вас плохое настроение или просто лопнуло терпение, мой вам совет: забудьте о дрессировке до тех пор, пока не отдохнете от своих передряг и не успокоитесь, потому, что дрессировка вообще требует от дрессировщика терпения и выдержки, а на ранних стадиях — тем более.
Слишком резкие окрики, упреки, нетерпение и вспыльчивость приносят громадный вред.
Пока что вы дали щенку почувствовать свой интерес и терпеливое внимание и начали направлять его бьющую через край энергию и жизнерадостность в определенное русло. На этой ступени вам нужно только одно — воспитать собаку так, чтобы она радовалась общению с вами, чтобы выполнение ваших желаний было для нее высшим счастьем.
Приучение к чистоте в доме.
Чистоплотность щенка — прирожденное качество. Вначале он оправляется в логове, и мать убирает за ним. Уже в трех — четырехнедельном возрасте он это делает во время вылазок из логова, хотя может и «не добежать», и тогда мать снова убирает за ним. Затем щенок старается добраться до своего привычного места, прежде чем напачкать. И этот порядок сохраняется на всю жизнь, только расстояние возрастает по мере роста и развития животного. Принеся щенка домой, старайтесь приучить его выбегать во двор или в садик, особенно минут через пять после еды. когда ему непременно понадобится облегчиться. Если вы живете в городской квартире, положите в удобном для вас месте газету в несколько слоев, и ваш щенок научится оправляться там. особенно, если вы его не раз поднимете и перенесете на это место, как только заметите, что он готов сделать «лужицу» или «кучку».
Ни в коем случае не наказывайте и не ругайте щенка в этот период, хотя подчас нелегко сдержаться, если поутру вы находите на кухне несколько лужиц и кучек, в которые трудно не наступить. «Думайте по-собачьи», безропотно замойте пол и ласково ответьте на бурные приветствия щенка.
Очень скоро собака приучится к чистоте в нашем понимании этого слова, хотя в природе собака просыпается на рассвете, а вместе с нею и се кишечник -задолго до того как просыпаемся мы! Повторяю — в случае, если щенок «проштрафился», не выражайте никакими действиями свое возмущение. Время и воспитание решат эту проблему, а наказание не будет понято. Оно лишь сделает из щенка невропата и скажется на дальнейшем его воспитании.
Распорядок кормления.
Распорядок кормления для маленького шенка имеет первостепенную важность. Каждый раз кормление дает вам возможность начать исподволь, без напряжения вводить приемы дрессировки.
Постукивание мисочки — приятный сигнал для щенка, и его можно сопровождать, произнося высоким голосом: «Кутя! Кутя! Кутя!» или повторяя кличку щенка. Малыш за один-два дня научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой «Ко мне!», которой обычно подзывают собаку и которой собака должна немедленно повиноваться. Кстати, ваши первые призывы высоким голосом заменяют тонкое повизгивание суки, какое она часто издает, возвращаясь в логово с добычей. В этот самый ранний период вы можете приучать щенка сидеть, когда он ждет еду, приговаривая «Сидеть!» (или называя его кличку) и одновременно мягко, но настойчиво нажимая рукой на поясницу, чтобы он сел. Щенок скоро научится садиться по команде и ждать, пока вы не поставит перед ним мисочку. Мозг вашего щенка очень восприимчив к простым командам, постоянно и настойчиво повторяемым. Помните, что еще нельзя требовать совершенства: на первых порах вы добьетесь только символического движения, обозначающего попытку сесть, и большего не требуйте.
Но, вырабатывая у маленького щенка рефлекторную реакцию на команды «Сидеть!» и «Ко мне!», вы в будущем избавите себя от многих хлопот. При этом щенок научится связывать ваш голос с таким важным событием, как кормление, и вы начнете приобретать власть над щенком, хотя он этого еще не понимает.
Команда «Ко мне».
Кому из «собачников» не знакома картина — ранним утром злой и растерянный хозяин пытается поймать или загнать в подъезд свою молодую и не в меру развеселившуюся собаку… Все ухищрения владельца уже знакомы, и с каждым разом последнему приходится быть все более изобретательным. Чтобы не стать героем подобной сцены, учтите следующее.
Во-первых, при покупке щенка (особенно служебной или спортивной породы) вы должны быть уверены, что сможете уделить прогулкам и воспитании достаточно много времени. В противном случае нереализованная энергия подросшей псины выльется в различные каверзы, начиная от уничтоженной квартиры и кончая радостными прыжками вокруг вас, когда вы уже опаздываете на работу.
Во-вторых, если собака все-таки поддалась на ваши уговоры и подошла, не наказывайте ее. как бы этого ни хотелось.
В-третьих, не создавайте прецедентов. Позволив собаке один раз проигнорировать команду «Ко мне», вы сами провоцируете ее на дальнейшее непослушание. Если вы знаете, что идете на короткую прогулку, не отпускайте питомца с поводка. Лучше пройтись по незнакомому для собаки маршруту.
И, в-четвертых, самое главное — со щенячьего возраста начинайте дрессировать питомца. Занимайтесь с подросшей собакой на спортивно-дрессировочной площадке, получайте дипломы, участвуйте в соревнованиях. Ведь никто никогда не слышал, чтобы собака, выступающая на соревнованиях, убегала от хозяев или не подчинялась командам. А вот заброшенные собаки очень часто ищут приключений на стороне.
Итак, как же все-таки собака обучается команде «Ко мне»? приучив щенка к кличке, подзывая его вначале в квартире, а потом на улице, произносите кличку и команду. Не забывайте после подхода обязательно поощрить его словами и лакомством. Не отпускайте щенка сразу, придержите его за ошейник, дайте еще кусочек, погладьте, попробуйте посадить рядом. В дальнейшем это может пригодиться, так как молодые собаки приобретают иногда дурную привычку подбегать по команде и уноситься раньше, чем хозяин протянет руку к ошейнику. Если же щенок проигнорировал команду, немедленно еще раз окликните его и начинайте двигаться в противоположную сторону. Единственное, надо быть уверенным, что поиски не приведут пса на автодорогу, поэтому лучше прятаться на огороженной территории или в лесу.
Если хозяин с детства приучил собаку следить за ним, поощрял подход и сразу после команды «Ко мне» не сажал на поводок и не вел домой, проблемы обычно не возникает. Бывает, что подросшая собака начинает выходить из повиновения. Связано это и с переходным возрастом (собака может начать самоутверждаться) и с повышенным ориентировочным или половым инстинктом. В таком случае питомца приведет в чувство длинный поводок, который после команды «Ко мне» и явном нежелании собаки к вам идти нужно резко дернуть. После подхода — похвала, лакомство. Собаку подзывают и снова отпускают гулять несколько раз за прогулку. Иногда можно рекомендовать электрошоковый ошейник, но работать с ним (особенно первый раз) нужно на огороженной территории, желательно под руководством инструктора. Неожиданный удар током может привести к обратному действию — собака унесется, куда глаза глядят.
Если собака после команд подбегает и отпрыгивает, если вы протянули руку, накажите ее. Например, свернутым поводком: бросьте его поточнее и посильнее, так, чтобы попасть по крупу. И тут же строго повторите «Ко мне», движение пса к вам поощряйте ласковыми словами, дайте провинившейся псине возможность исправиться.
Кроме того, чтобы собака всегда была внимательна к вашим командам, перед тем, как вы отпустите ее погулять, отработайте команду «Рядом», повторите команды, например, «Сидеть», «Лежать», «Стоять», выдержку на них. Даже окончив курс дрессировки, возьмите за правило подавать несколько команд в день и, главное, требовать их выполнения.
А для собак, у которых в силу ряда ошибок, допущенных хозяином, выработалось стойкое отвращение к команде «Ко мне», рекомендую отработать до автоматизма команды «Стоять» или «Лежать» и с их помощью забирать собаку с улицы.
Приучение к аппортировке.
Мы обычно хотим, чтобы собака приносила нам разные предметы. Безразлично, почему нам это хочется: просто ради развлечения, чтобы позабавить гостей или для игры с запрятанными предметами. В какой степени вы будете пользоваться этим прирожденным талантом собаки, решать вам самим, но для большинства собак это любимая игра. Очевидно, это естественное развитие инстинкта, который заставляет приносить добычу в логово. Маленький щенок, завладевший косточкой или старой тусклей, непременно затащит ее в свой уголок. А в поле или в саду он охотно принесет свои находки вам вместо собственного логова. Дрессировка должна развивать эти естественные наклонности.
Приучить собаку к аппортировке можно и в очень раннем возрасте, бросая какую-нибудь мягкую игрушку или мячик на небольшое расстояние в комнате. Щенок, естественно, побежит за игрушкой и почти наверняка схватит ее. Команда «Ко мне!» и привычное похлопывание руками по коленям заставят щенка принести ее вам. Когда он подбежит, ласково, но решительно погладьте его, хваля как можно более восторженно. Затем дайте команду «Дай!» или другую, которую вы сами выбрали, и мягко высвободите предмет из зубов щенка — ни в коем случае не применяя силу и резкие рывки. Потом держите предмет вне досягаемости собаки, повторяя «Не тронь!» и не давая щенку схватить его.
Со временем можете вставить команду «Сидеть!» непосредственно перед тем, как щенок должен отдать вам предмет. Так вы уже начинаете приучать его к выполнению целого ряда последовательных команд, то есть к неразрывной цепи действий.
Движение рядом.
Когда ваш щенок будет достаточно хорошо сидеть в ожидании еды, подавать предметы и привыкнет к ошейнику, вы должны добиться еще более полного управления его поведением, отрабатывая прием движения рядом по команде «Рядом!». Усадив собаку слева от себя, вы надеваете петлю рывковой цепочки так, чтобы она шла от вашей руки поверх шеи собаки и обратно под ней. В таком положении цепочка сразу же провисает, как только ослабевает ее натяжение. Собака должна усвоить, что при рывке вперед или назад цепочка затягивается и вывернуться из нее невозможно. Собственно говоря, вы сами, рывком натягивая цепочку в нужный момент, демонстрируете это собаке.
Если вы медленно идете вперед, все время повторяя «Рядом!» — причем собака находится слева от вас, а поводок в правой руке. — движение поначалу будет довольно неровным, но станет более равномерным, когда собака научится понимать и выполнять вашу команду. Рывковая цепочка затягивается лишь в том случае, когда собака невнимательна или пытается уклониться от выполнения команды, бросаясь вперед или упираясь.
Это очень важный шаг вперед — отныне собака всегда будет думать о том, что ей делать в ответ на вашу команду. На этой ступени действовать нужно как можно мягче, хотя и с неуклонной настойчивостью. Занимайтесь понемногу каждый день, пока собака не усвоит этот навык достаточно прочно.
Когда собака научится хорошо ходить на поводке с рывковым ошейником, вы должны приучить ее останавливаться по команде «Стой!» или «Сидеть!», подкрепляя команду рывком поводка (как можно более мягким), чтобы она выполнялась сразу. Затем продолжайте движение, дав команду «Рядом!». Повторяйте прием несколько раз.
Этот прием можно отрабатывать по пути на площадку где собаке предоставляется свобода. Предвкушение игры на свободе заставит собаку более старательно выполнять команды. Не позволяйте ей поднимать лапу у фонарных столбов или испражняться на тротуаре. Это нужно делать на отведенных для выгула площадках или на обочине дороги.
Повороты направо и налево.
Переходите к продолжению отработки движения рядом. Ваша собака должна уметь ходить слева от вас, исполняя команды «Сидеть!», «Лежать!» и
«Место!». как только вы их подаете. Обученная собака без дополнительной команды должна автоматически садиться, когда вы останавливаетесь.
Теперь снова вернитесь к рывковой цепочке и разучите повороты направо. Для этого нужно только похлопать себя по левому бедру, чтобы привлечь внимание собаки, повторяя «Рядом!», повернуть направо и идти дальше. После повторения этого приема собака поймет, что команда «Рядом!» сигнализирует о перемене направления, и будет следовать за вами или даже слегка предупреждать вашу команду.
Когда собака твердо усвоит все это, перейдите к повороту налево, стараясь не наступить на собаку, так как теперь вы поворачиваете в ее сторону. Вначале можете делать поворот замедленно. Естественным продолжением этого приема будет поворот направо-кругом и налево-кругом.
Обучение командам «Сидеть» и «Место».
Ваш подросший щенок уже сознательно ждет каждый день игры с какой-
нибудь любимой игрушкой, которую он научился приносить. Теперь вы
можете ввести небольшое новшество. Наклонитесь к собаке, удерживая рукой за шею от движения вперед, и подайте команду «Сидеть!». Продолжая
удерживать собаку, негромко приговаривая «Место!», бросьте
аппортировочный предмет. Держите собаку несколько секунд, а затем дайте команду «Апорт!» («Подай!»), которая собаке уже знакома.
Давая команду «Место!», одновременно протягивайте руку перед мордой собаки. По мере того как ваш шенок обучается оставаться на месте, отодвигайте руку от его морды на несколько сантиметров, пока он не привыкнет сидеть на месте, подчиняясь сочетанию голоса и жеста. Примите меры, чтобы он не мог ускользнуть, если не захочет выполнить команду. Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на прежнее место и начните все сначала.
Если у вас недостаточно быстрая реакция, и вы не успеваете изловить щенка, пользуйтесь рывковой цепочкой, надев поводок на свое запястье, и тогда щенок сам рывком затянет петлю — после чего вы строго возвращаете его на место, ничем не выражая вполне понятного в такой ситуации сочувствия!
Откажитесь от этого упражнения, если вы утомлены. Резкие действия, посредством которых вы «срываете раздражение» на собаке — плохая замена.
простой спокойной настойчивости. Не занимайтесь слишком долго в один прием.
Наконец урок достаточно усвоен. Теперь начинайте обучать свою собаку сидеть на месте, пока вы удаляетесь от нее на все более длинные дистанции. Если собака не выдерживает и срывается, повторите прием, но сократите дистанцию.
Итак, в возрасте шести — восьми месяцев ваш щенок уже знаком с основными командами и почти всегда охотно их выполняет. Заложив фундамент, можно переходить к более сложным приемам дрессировки, но самая трудная работа уже проделана и притом без неприятностей и конфликтов.
Обучение команде «Лежать».
Приучить собаку ложиться по команде «Лежать!» нетрудно, так как этот прием можно рассматривать как развитие команды «Сидеть!». Ему легко научить понятливого щенка, но лучше приступить к нему с уже подросшим щенком.
Подайте одну за другой команды «Сидеть!» и «Место!», которые описаны выше. Повторите «Место!», затем вернитесь к собаке, нажмите одной рукой на ее холку, а другой потяните вперед за запястья, чтобы она легла. При этом приговаривайте негромко:
«Лежать, лежать!». Если собака пытается тут же встать, повторите команду и добавьте «Место!», пока она не поймет, что от нее требуется. Я сам никогда не стараюсь сильно давить или тянуть — голос должен действовать сильнее, чем руки.
Как только освоена команда «Лежать!», перенесите занятия на открытую площадку или в сад и отработайте последовательность приемов «Сидеть! -Место! — Лежать! — Место!» до полного автоматизма. Затем оставьте собаку и отойдите от нее. Прогуливаясь в стороне, повторяйте по мере необходимости:
«Лежать! Место!», В моей практике этот прием разучивается за один день и закрепляется путем повторения в течение трех-четырех дней.
Преодоление препятствий.
Довольно просто осваиваются и команды «Ап!» или «Барьер!», сигнализирующие о необходимости прыгнуть через препятствие. Выберите ту команду, которая вам больше подходит, и в дальнейшем употребляйте только ее. Усадите вашу собаку перед стенкой, планкой или искусственным препятствием, дайте команду «Место!» и обойдите препятствие, при необходимости повторяя «Место!». Начните с невысокого, скажем около 30 см, препятствия. Похлопайте по стенке рукой и позовите: «Ко мне! Барьер!». Если эта команда понята, можете просто говорить «Барьер!» и усложнить задачу, заставляя собаку прыгать с той же стороны, где находитесь сами.
Если собака попытается обежать препятствие кругом, наденьте на нее поводок с рывковой цепочкой и, применяя тот же прием, мягко заставьте собаку прыгнуть; как всегда, расхвалите за хорошее исполнение.
Подача команд жестами.
В последние упражнения нужно уже подключать и другой метод подачи команд — жестом.
К этому времени ваша собака привыкла следить за вами и повиноваться командам. Команда «Место!» может быть теперь подкреплена жестом: вытянутой прямо вперед рукой с ладонью, направленной к собаке. Впоследствии вы сможете пользоваться только жестом. Затем на открытой площадке дайте собаке команду «Сидеть — место!» (или «Лежать — место!») и отойдите от нее примерно на 30 м. Дайте команду «Ко мне!», а когда собака пробежит половину этого расстояния, прикажите «Лежать!». Повторите команду при необходимости, добиваясь, чтобы собака ложилась как можно скорее после команды. Команду голосом подкрепите поднятой вверх рукой, а если понадобится ее УСИЛИТЬ, выдвиньте одну ногу вперед и сильно топните по земле. Ваше поведение должно быть настолько угрожающим, чтобы собака научилась ложиться мгновенно, услышав команду «Лежать!», подкрепленную тоном, жестом и топаньем ногой.
Я считаю абсолютно необходимым отрабатывать этот прием до полного автоматизма — немедленная реакция в напряженной обстановке предотвратит драку или спасет жизнь собаки на улице. (Но как бы прекрасно ни была выдрессирована ваша собака, вы никогда не должны спускать ее с поводка там, где есть движущийся транспорт.)
Очень полезно приучить собаку садиться рядом, как только вы остановились. Для этого можно просто притопнуть ногой. Вибрация легко улавливается собакой через землю, и этот сигнал может тоже пригодиться. Но на состязаниях по дрессировке этот прием не допускается.
Команды при помощи свистка.
Кроме указанных способов подачи команды можно давать сигналы с помощью свистка, Я встречал людей, которые разработали очень хитроумную методику, пользуясь несколькими разными свистками, но дрессировщик может попасть впросак, если какой-нибудь из свистков затеряется. Я предпочитаю один свисток, лучше всего так называемый неслышный, звучание которого находится за пределами слышимости для человека, но он прекрасно слышен собаке.
Я применяю три основные команды. Один длинный непрерывный свисток заменяет жест и голос в команде «Лежать!». Частые короткие свистки означают «Ко мне!». А два свистка подряд я подаю, чтобы привлечь внимание собаки и указать направление движения позой и жестом. Если я хочу, чтобы собака повернула налево, я поднимаю левую руку и поворачиваюсь всем телом налево. Чтобы собака повернула направо, я поднимаю правую руку и поворачиваюсь направо. При необходимости я начинаю двигаться в том направлении, куда должна идти собака, чтобы она поняла мои намерения.
Если вы заметите, что собака ведет себя беспокойно и неуверенно на этой более трудной ступени обучения, вспомните, что команда «Лежать!» не знает никаких разночтений и эта поза для собаки удобна. Пока собака отдыхает, вы можете вновь продумать приемы или перенести их на следующее занятие.
Приемам более сложной дрессировки, которые вы можете изобрести и осуществить, несть числа, нужно только подумать и приложить старания. И все они принесут собаке новую радость и сознание своей роли в вашей жизни, помогая вам и вашему питомцу достигнуть полного взаимопонимания и стать ближе друг другу.
Другие виды тренировок.
Есть несколько очень ценных видов специальных тренировок. Прекрасный вид физической активности — плавание, особенно для ощенившейся, суки, которая должна вернуть себе прежнюю форму.
Обучение начаткам аппортировки из воды — большое удовольствие для хозяина и собаки, какой бы породы она ни была, а умение плавать в один прекрасный день может спасти собаке жизнь. Дети с восторгом учат собаку прыгать через небольшие препятствия, но собак, которых предстоит держать на огороженных участках. или в садах, лучше не учить прыжкам через заборы. Дети постарше, которым можно доверить собаку. могут изобретать самые разнообразные соревнования по проверке ловкости своих четвероногих друзей: учить их ползать под низко натянутым тентом, взбираться но невысоким лестницам, прыгать через подвешенную автомобильную камеру, ловить на лету брошенные предметы — эти тренировки займут много часов и позволят людям и собакам узнать друг друга гораздо лучше. Резиновое метательное кольцо подходит для игры больше, чем мячик, который может застрять у собаки в горле и стать причиной трагедии.
В ненастные и дождливые дни можно отлично играть и дома. Играйте со своей собакой в прятки: незаметно прячьтесь, а потом зовите собаку и хвалите, когда она вас «выследит». Обязательно помните, что в игровой ситуации нужно много смеяться и весело шутить с собакой, чтобы помочь ей научиться отличать игру от тех случаев, когда от нее требуется агрессивность и охрана. Животные сообщают друг другу о том, что это «игра», определенными движениями и позами, а также, возможно, при помощи запаха. Человеку же приходится подчеркнуто сообщать о своих намерениях при помощи интонаций и слов. В игре можно также использовать присущее собаке чутье, устраивая «охоту на тапочку», пряча ее в разные, все более недоступные места, или «розыск сокровищ» — запрятанных кусочков галет. Можно научить собаку угадывать, в какой руке зажато лакомство.
Начало дрессировки.
Простые приемы послушания лучше всего отрабатывать дома. Собака легко научится командам «сидеть», «голос», «лежать», «стоять», даже если их подает человек, сидящий в кресле (и в инвалидном кресле, если случится). Но, прежде всего, дрессировщик должен научить собаку сосредоточивать свое внимание на нем самом. Для этого он разговаривает с ней, подзывает ее, дает ей пищевое поощрение.
Если в вашем распоряжении есть обширное крытое помещение, двое подвижных взрослых людей могут играть с собакой во многие игры, и эти игры помогут лучшему взаимопониманию человека и собаки, чем скучные прогулки на поводке. Игра в футбол втроем с собакой даст вам гораздо больше возможностей научиться руководить ее поведением, чем прогулка по грязной дороге, где она вот уже пятый километр трусит с вами рядом. Игры на ограниченной площадке помогают установить контакт и обеспечить привязанность собаки, так что, когда вы возьмете ее на прогулку за город, она будет все время находиться и пределах досягаемости и подбегать по первому зову.
Даже человек, у которого совсем мало сил — пожилой или прикованный к постели, — тем не менее, может многое сделать для маленького щенка или старой, с трудом передвигающейся собаки. Мягко проведите рукой по всему телу собаки; вы сможете прощупать опухоли или отеки сразу же, как только они возникнут, отыскать свалявшиеся места в шерсти или достаточно рано заметить признаки присутствия блох. Массируйте мышцы передних и задних конечностей старой собаки, чтобы усилить их кровоснабжение.
Обследуйте лапы и когти, зубы и уши, но не превращайте это в процедуру, оскорбляющую чувство собственного достоинства собаки. Пусть это будет радостное общение — доставляющий удовольствие уход за другом, как это свойственно обезьянам и другим животным. Вы можете легко обнаружить недомогания, на которые необходимо обратить внимание, чтобы облегчить жизнь старой собаке, а щенка вы приучите спокойно переносить прикосновение к чувствительным участкам тела, что сделает будущие визиты к ветеринару легче и для врача, и для самой собаки.
Распутывайте свалявшуюся шерсть пальцами, вместо того чтобы рвать ее гребнем, а если шерсть должна висеть шнурами, вы можете помочь «завивке», пока собака лежит у вас па коленях. Между прочим, даже запах собаки, хорошо ощущаемый вблизи, помогает судить о состоянии ее здоровья.
Если у вас выработалось глубокое взаимопонимание с вашей собакой и вы научили ее многим приемам и упражнениям за зиму, то прогулки в хорошую погоду доставят вам обоим гораздо больше радости.
Прогулки это необходимость.
Весьма печально, что мнение, будто собаке непременно нужно очень много гулять, получило такое широкое распространение. Многим мешает обрести друга и спутника пугающее видение — человек, скитающийся по улицам ненастной зимней ночью, таща за собой на поводке унылую собаку. А на самом деле собаки, как и мы с вами, могут приспособиться к разным физическим нагрузкам, и так же, как мы с вами, не любят бродить по грязным дорогам. Конечно, нельзя отрицать, что и люди, и собаки будут здоровее, если каждый день совершают прогулку в несколько километров, но многие люди не могут выкроить время для длительных прогулок и все же неплохо себя чувствуют. До некоторой степени то же можно сказать и о собаках.
В наше время люди все больше понимают, что позволять собаке загрязнять столбы у чужих ворот, или опорожнять кишечник напротив подъезда -настоящая гражданская безответственность. Во многих местах владельцев штрафуют на крупные суммы, если их питомцы загрязняют тротуары. Несомненно, подобные ограничения будут распространяться все шире, и это совершенно правомерно. Выгуливание собак с целью освобождения мочевого пузыря и кишечника должно производиться на личном участке ее хозяина или в таких местах, где за собакой легко убрать. Если собаку приучили справлять свою нужду в садике владельца, то прогулка будет для обоих просто удовольствием, а не обязанностью.
Нам кажется жестоким отнимать у собаки, живущей в квартире, возможность самостоятельно выходить и возвращаться домой, сидеть на солнце или в тени, раскапывать кротовые норки и охотиться в травяных джунглях. Собака, которую только выводят — как бы самоотверженно ни гулял с ней ее хозяин, — проводит всю жизнь в полном подчинении человеку. А даже крохотный кусочек земли, надежно огороженный, даст ей почувствовать себя свободным существом, которое может делать, что ему угодно. Я считаю, что возможность самостоятельно выходить из дома чрезвычайно важна для сохранения физического и психического здоровья любой собаки.
Почти все собаки любят быть все время при деле — особенно это касается терьеров и собак сторожевых пород. Они счастливы, если могут носиться из комнаты в комнату, охраняя квартиру от
воображаемых грабителей. Две собаки будут резвиться вместе, меряться силой или в шутку драться, и обе будут в хорошей форме.
Собаки поразительно легко приспосабливаются к обстоятельствам: они могут
пробежать многие километры в погожий день, а потом целую неделю почти
не гулять. Но не нужно злоупотреблять этим обстоятельством. Нельзя
переутомлять маленьких шенят или старых, ревматических собак, если
владельцу хочется поразмяться. Боксеров, бульмастифов, бульдогов,
бостонтерьеров и других собак с широким черепом, выпуклым лбом и укороченной мордой нельзя в жаркую влажную погоду заставлять много ходить или бегать, так как эти собаки легко получают тепловой удар.
Прогулки со щенками.
Маленьких щенков не нужно слишком много таскать за собой. Конечно, даже взрослому, а тем более ребенку, трудно устоять перед искушением показать всему свету нового любимца, но. не говоря о вреде для еще не окрепших и растущих ног. тащить упирающегося щенка на поводке — значит быстро и эффективно привить ему нежелательные привычки. Щенков лучше приучать к поводку в садике, тем более что их нельзя выпускать в места, где гуляют другие собаки, до того, как закончился курс прививок, проводимых в возрасте от трех с половиной до четырех месяцев.
К сожалению, эти требования идут вразрез с необходимостью приучить щенка к городскому транспорту и многолюдью. Наилучшее компромиссное решение — взрослому члену семьи выходить со шенком на руках на шумные улицы, чтобы потом, когда тот достаточно
подрастет и научится ходить на поводке, он меньше пугался уличного шума и движения. Для щенков крупных собак все специальные тренировочные упражнения нужно отложить до шестимесячного возраста, и для их развития будет гораздо лучше, если вы на это время удержите их от прыжков и карабканья по крутым откосам и лестницам: у них легко возникают уродливые искривления костей от слишком ранних физических нагрузок.
Памятка начинающему собаководу.
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧАТЬ СОБАКУ ПОСЛУШАНИЮ
Ели вашей собаке много лет и вы собрались ее дрессировать, она все равно начинающая.
Если не соблюдать при воспитании молодой собаки следующие правила, то при дрессировке возникнут следующие затруднения:
1. В воспитании должны принимать участие все члены семьи (читай «стаи»).
2. Кто бы ни занимался со щенком, все должны обучать его по одинаковым правилам.
3. Дрессировка щенка — это игра + отдых + работа.
4. Заниматься дрессировкой со щенком необходимо не менее 10 минут в день.
5. Какие команды молодая собака должна знать: «КО МНЕ», «МОЖНО», «ТЯНИ», «ДАЙ», «РЯДОМ», «СИДЕТЬ», ПОКАЖИ ЗУБЫ», «КТО ТАМ», «ГУЛЯЙ», «ЛЕЖАТЬ», «МЕСТО», «ГОЛОС», «ФУ», «АПОРТ», «БАРЬЕР», «СТОЯТЬ», «МОЛЧАТЬ» или «ТИХО».
6. Если ваш питомец не выполняет команду «КО МНЕ», можете считать, что у вас нет собаки.
7. Если вы не уверены, что щенок выполнит вашу команду, то лучше ее не подавать, а если подали, то добейтесь любым способом, чтобы он выполнил ее.
8. Любую команду необходимо отменять другой командой («КО МНЕ» — «ГУЛЯТЬ», «СТОЯТЬ» — «ЛЕЖАТЬ», «КО МНЕ» — «СИДЕТЬ» и т.д.).
9. Любое упражнение, которое выполняет ваш питомец, должно выполняться только так, как на данное время он должен и способен делать. Лучше вообще
ничего не делать, чем делать это неправильно.
10. 100% — выполнение — 100% подкрепление: положительное — награда, лакомство и т.д., отрицательное — наказание.
11. Если внимание собаки направлено не на Вас, то она будет игнорировать ваши действия и команды. Необходимо максимально возможно привлекать внимание питомца к себе (назвать кличку, просто разговаривать, хвалить, вызывать на игру и т.д.).
12. Любая команда произносится только ОДИН РАЗ!
13. Все запрещающие команды разучиваются через разрешающие или одновременно.
14. Хвалить, ласкать, гладить, давать лакомство необходимо только тогда, когда щенок действительно заслужил награду за свои действия и свое поведение.
- 15. Если ваш питомец что-то делает не так или вообще не делает, то ищите причину такого поведения в себе и в своих действиях! Легче предупредить, чем исправить.
- 16. Все новые начинания разучивают со щенком в знакомой обстановке, т.е. без отвлечений (дома, на месте прогулок, на дрессировочной площадке).
P.S. От себя могу добавить, занимайтесь с собакой ВЕЗДЕ, где только можно, т.к. при приучении выполнения упражнений только в определенном месте (например, дрессировочная площадка), собака не будет Вас слушаться в любых других условиях и ситуациях.